МО «Красноборский
муниципальный район»

Знаменитые люди района

 

Информация о Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы

 

Красноборск - родина Александра Алексеевича Борисова (1866-1934 гг.), выдающегося русского художника-пейзажиста, ученика мастеров пейзажа И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Борисов открыл новую тему в живописи, известен как основоположник художественного освоения Арктики и мастер северодвинских зимних пейзажей. Творчество А.А. Борисова в начале ХХ в. было широко пред-ставлено в России, странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки. Оно не имело аналогов как в русском, так и в европейском искусстве и являет собой национальное достояние. Художественные произведения А.А. Борисова находятся более чем в 30 центральных и региональных музеях России и стран СНГ, а также в зарубежных музеях и частных собраниях. Коллекция картин А. А. Борисова имеется и в Красноборске.

А.А. Борисов - исследователь Севера, автор проектов ряда железных дорог на Европейском Севере и в Сибири.

Под Красноборском в д. Городищенская находится дом-усадьба художника А.А. Борисова, а на кладбище Усть-Евдской Троицкой церкви покоится его прах.

 

Недалеко от Красноборска, в Пермогорье, в семье дьякона Воскресенской церкви родился Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926 гг.) - известный русский живописец и график первой четверти ХХ века, педагог, профессор Академии художеств.

Реалист по своей природе, он и в художественно-педагогической деятельности продолжал линию глубоко содержательного реалистического искусства. Воспитанный на идеях подвижничества, он примкнул к группе художников, которая в период поднимавшегося символизма, декадентства и формализма продолжала демократическую линию русского искусства. Начиная с дипломной работы «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», он сосредоточил внимание прежде всего на жанрово-психологическом раскрытии народных образов. Его ранние жанровые картинки подсмотрены прямо «на улице», в них яркие типы, ярко выраженные мотивы социальной критики («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»). Работы 1910—1914 Вахрамеев объединил в большие серии «Улица», «Белые ночи» и продолжал их пополнять до 1917 г.

Небольшие работы художника, особенно портреты «Писатель-народник В. П. Засодимский» (1911) «Подруги» (1912), «Болгарская девушка» (1912), «Автопортрет» (1915) и ряд других произведений проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью. Каждый его портрет отличают наблюдательность и понимание характера, тонкое психологическое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Особенно ярко это проявилось в большой портретной серии художников Общества им. А. И. Куинджи, написанной в 1920-1921 гг. Лирический и «психологический» характер носят и его пейзажи. Художника особенно привлекал Русский Север, куда он совершил ряд творческих поездок. Сохранились полотна, рисунки, отображающие жизнь архангельского порта, типы моряков-поморов, грузчиков, большие пейзажи с жанровыми фигурами, посвященные Северу: «Вотчина Господина Великого Новгорода. Ушкуйники» (1911), «У перевоза в Великом Новгороде» (1913), «Перевоз в Великом Устюге»(1914), «На Северной Двине» (1915).

Но главным в творчестве художника стали «злободневные жанры». Вахрамеев стал одним из первых художников, запечатлевшим события Октябрьской революции в рисунках, объединенных в серию «Сцены и типы 1917-1921 годов», включающую около 150 работ. В них изображен быт революционного Петрограда, живо и увлекательно, порой не без юмора, переданы характерные сцены и эпизоды из жизни взбудораженных улиц города. Серия имеет и немалую историческую ценность. Полностью она была показана на посмертной выставке художника в 1927 г.

С 1902 г. Вахрамеев был постоянным участником академических выставок, в 1920-е гг. участвовал в VI, VII и VIII выставках Ассоциации художников революционной России. Картины его находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Музея истории Петербурга, Пензенского музея им. К. А. Савицкого.

 

Близ Красноборска в д. Завотежица родился Самсон Ксенофонтович Суханов (1768-1840-е гг.), русский каменотес, выполнявший в камне сооружения и скульптуры в Петербурге по проектам и моделям выдающихся архитекторов и скульпторов. Важнейшие из них: Стрелка Васильевского острова, здание Фондовой биржи, в том числе скульптурные группы на ее фронтонах, каменные работы, колонны и скульптуры Горного института, скульптуры на башне Адмиралтейства, колонны Исакиевского и Казанского соборов и мн. др. На родине о мастере напоминает Евдско-Вознесенская каменная церковь (1829 г.), возведенная на его средства.

 

Сергей Леонидович Сметанин родился 16 октября 1954 года в п. Березовка Красноборского района Архангельской области. Когда Сергею было 5 лет отец (гармонист-любитель) научил его наигрывать на детской гармошке. В Красноборской музыкальной школе С. Сметанин учился по классу баяна у преподавателя Г.Д. Красия в период с 1967-1969 годы. В Архангельском музыкальном училище в классе преподавателя Б.В. Малышкина освоил домру бас.

Трудовую деятельность Сергей Леонидович начал в 1971 году как баянист ДК лесозавода №4 г. Архангельска. Службу в Советской армии (1972-1974 гг.) проходил в ансамбле песни и пляски в гарнизонного Дома офицеров – играл в эстрадном ансамбле «Витязи».После демобилизации С.Л. Сметанин руководил эстрадным оркестром ДК СЦБК. В 1975 году стал играть в оркестре Северного русского народного хора, в этом коллективе он трудился 18 лет. Здесь он освоил духовые и ударные инструменты. Именно здесь он раскрылся как талантливый самобытный исполнитель – виртуоз на русских народных инструментах. С. Сметанин не только с блеском играет на гармони (даже в больших северных рукавицах), в его руках и обыкновенные пилы, и курительная трубка, и коровий рог, и деревянные ложки превращаются в музыкальные инструменты, что всегда вызывает зрительский восторг.

Сергей Леонидович проявил себя и как самобытный композитор. На основе музыкального фольклорного материала им написаны десятки оригинальных произведений для гармоники, сделаны многие обработки северных русских народных песен.

В составе коллектива прославленного Северного русского народного хора С.Л. Сметанин выезжал на гастроли по России и за границу. Гармонисту-виртуозу рукоплескали не только в Архангельске и других городах России, но и в Индии, Франции, Чехословакии, Корее, Польше, Германии, Болгарии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Норвегии, Голландии, Швейцарии, Монако.

В 1993 году Сергей Леонидович перешел на преподавательскую работу в Архангельское училище культуры. Среди его выпускников – Наталья Геннадьевна Панова, уроженка с. Красноборска, в настоящее время доцент Московского гуманитарного педагогического института.

С Сметанин был солистом ансамбля русских народных инструментов «Сполохи», одного из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России.

Выражением признания высокого исполнительского мастерства С.Л. Сметанин – гармониста были приглашения его к участию с сольными номерами в концертных программах Государственного академического русского народного оркестра им. Н П. Осипова (художественный руководитель и главный дирижер народный артист России Николай Калинин) и Государственного оркестра солистов «Русские узоры» (художественный руководитель и дирижер народный артист России Владимир Зазуля).

В 1995 году С.Л. Сметанин принял участие в интернациональном музыкальном фестивале «Балтика-гармоника», где стал его лауреатом и получил диплом I степени.

Сергей Леонидович Сметанин ушел из жизни 24 мая 2005 года.

С.Л. Сметанин был ярким, самобытным гармонистом, хранителем и продолжателем лучших исполнительских традиций Русского Севера, создавшим свой образ народного музыканта.

 

Тупицын Сергей Иванович (04.09.1922, д. Шелюбинская Пежемской волости Вельского уезда Вологодской губернии – 05.06.1998, п. Студенец Усть-Вымского района Республики Коми), историк-краевед, основатель Красноборского школьного краеведческого музея (1958). Родился в крестьянской семье. Окончил Пежемскую школу крестьянской молодёжи, Вельский педагогический техникум (1939). Работал учителем начальной школы в Коношском районе Архангельской области. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 г.; после тяжёлого ранения (10.03.1942) демобилизован по инвалидности и вернулся на родину. В 1943–1947 гг. учитель Пежемской семилетней школы в Вельском районе Архангельской области. После учёбы на историко-филологическом факультете АГПИ (1947–1951) работал учителем истории, завучем, директором Красноборской средней школы (1951–1980). Вместе с учителями и учащимися школы основал школьный музей – один из лучших музеев школ Архангельской области. Передал в Пушкинский Дом (институт русской литературы РАН) большую коллекцию рукописных и старопечатных книг, образовавших в Древлехранилище Пушкинского Дома Красноборское собрание. Автор более 400 научно-популярных публикаций на страницах северных газет и журналов, составитель ряда книг по истории Красноборского края. Именем С.И. Тупицына назван Красноборский историко-мемориальный и художественный музей.

 

Фаворская Мария Николаевна [24.02(09.03).1905, г. Киров – 30.07.1982, с. Красноборск], главный врач детского туберкулезного санатория "Евда", заслуженный врач РСФСР (28.3.1955). Из семьи священнослужителя. Младший медицинский работник (1923–1933). Окончила Первый Ленинградский медицинский институт (1938), главный врач (1939–1965), врач-ординатор (1965–1967) детского санатория "Евда". Под ее руководством создан и получил развитие детский санаторий "Евда", открыто туберкулезное отделение районной больницы.

Награждена знаком "Отличник здравоохранения" (1942), медалями "За трудовую доблесть", "За трудовое отличие". В Красноборском районе и по ныне функционирует ГБУЗ АО «Детский туберкулезный санаторий имени М.Н. Фаворской». Памятными датами в санатории являются 24 февраля - День рождения М.Н. Фаворской с проведением научно-практических конференций и 30 июля – День Памяти М.Н. Фаворской, - это  встречи  с бывшими воспитанниками и ветеранами санатория.

Глава Муниципального Образования

Рудаков Владимир Сергеевич

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА